Отзывы о нас на Флампе

Некачественное лечение - что делать?

4Всем нам периодически требуется медицинская помощь. И хочется, чтобы оказанные медицинские услуги были качественными: квалифицированный врач, проведя всю необходимую диагностику (анализы, УЗИ, МРТ и тому подобное) назначил бы нам адекватное и оправданное по цене лечение. В некоторых случаях (тяжелая болезнь, травма) своевременная и профессиональная медицинская помощь является вопросом «жизни и смерти».

К сожалению, получить такую помощь удается далеко не всегда. Нередко к врачам возникают обоснованные претензии. В этой статье я помогу Вам разобраться, что делать, если врачебная помощь не помогла, и Вы подозреваете, что виной тому - некомпетентность конкретных специалистов.

Во-первых, если лечение не помогло (а может быть, состояние больного и вовсе ухудшилось!), не всегда можно говорить о ненадлежащем лечении. Организм человека – невероятно сложная система и до сих пор мы не понимаем всех происходящих в нем процессов. Одно и то же лекарство может помочь одному пациенту и принести вред другому. Не зря у каждого медицинского препарата есть целый список побочных эффектов – кому-то «лекарство» вместо облегчения причинило вред. То есть, перед предъявлением претензий врачу (а точнее – медицинскому учреждению), нужно попытаться понять, были ли допущены какие-либо нарушения при оказании медицинской помощи. Как это ни странно звучит, но само по себе отсутствие эффекта от лечения не свидетельствует о некачественном лечении.

Во-вторых, важно каким образом Вам оказывалась медицинская помощь – «бесплатно» (то есть по страховому полису) или возмездно (Вы платили деньги).

  • Если Вы лечились «бесплатно» (по полису ОМС) и недовольны результатом лечения. Вообще, бесплатной медицины давно не существует – работодатель платит за Вас страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования. А Вы оформляете полис обязательного медицинского страхования, по которому лечебное учреждение оказывает Вам помощь при наступлении страхового случая – болезни. Лечебному учреждению за оказанные Вам услуги платит Ваша страховая компания.

Поэтому порядок действий следующий:

  1. Обратиться с заявлением о проверке качества оказанной медицинской помощи в Вашу страховую компанию (название и адрес указаны в страховом полисе). Страховая компания обязана провести проверку качества лечение (ст.39 Закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ»). К заявлению нужно приложить оригинал медицинской карты и все документы об оказанной медпомощи (в копиях). Страховая компания, руководствуясь «Критериями качества оказания медицинской помощи» (утв.Приказом Минздрава РФ от 10.05.17 №203н) проведет проверку в течение 1 месяца и предоставит Вам письменный ответ. Из ответа будет понятно, нарушены ли правила оказания медицинских услуг, или нет. Нужно отметить, что страховые компании проводят качественную экспертизу – жалеть врачей у них резона нет. И подобным заключениям как правило можно доверять.
  2. Если страховая дала ответ, что есть нарушения по качеству лечения, Вы можете обратиться в суд с иском к медицинскому учреждению (а не к лечащему врачу!), в порядке ст.1068 ГК РФ. Что требовать в иске? Во-первых, возместить причиненный моральный вред. Моральный вред – это нравственные и физические страдания (ст.151 ГК РФ). Как правило, из-за некачественного лечения пациент испытывает физические страдания, ведь лечение не помогает или усугубляет состояние больного. Какую компенсацию просить? Очень индивидуально, от десятков тысяч до сотен тысяч (и даже миллионов) рублей. Для более точного прогноза лучше обратиться за консультацией к юристу и подробно описать Вашу ситуацию. Кроме того, можно взыскать убытки – то есть расходы на покупку бесполезных лекарств и проведению платных медицинских процедур (ст.15, п.1 ст.1064 ГК РФ). Убытки можно взыскать при сохранении подтверждающих документов – кассовых чеков.
  3. Если в результате некачественного лечения здоровью пациента причинен тяжкий вред (а тем более, если пациент умер) – то есть все основания для возбуждения в отношении лечащих врачей уголовного дела по ст.118 ч.2 УК РФ (тяжкий вред здоровью пациента), ст.109 ч.2 УК РФ (смерть пациента). Для этого необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы, по месту лечения.
  • Если Вы лечились платно и недовольны результатом. На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количестве лицензированных частных медицинских клиник. Более того, многие муниципальные больницы оказывают также и платные услуги. Не всегда платные услуги являются качественными.

Основное отличие платных услуг от лечения «по полису» - отсутствие у «платников» возможности обратиться в страховую компанию и провести бесплатную и профессиональную проверку качества оказанной медицинской помощи. Это существенный минус. Ведь недовольному пациенту еще до суда желательно быть уверенным в том, что услуги оказаны некачественно.

Порядок действий:

  1. Обратиться в медицинскую организацию с письменной претензией. В претензии нужно указать, какие услуги были получены и какие недостатки в их оказании обнаружил пациент. Самые распространенные недостатки – неполное (или напротив, чрезмерное) обследование, назначение лечения, не основываясь на результатах обследований, игнорирование жалоб пациента на ухудшение состояния. Требование, которое указывается в претензии – безвозмездно устранить недостатки лечения (провести повторный бесплатный курс), или вернуть уплаченные за лечение денежные средства. Основание – ст.29 Закона «О защите прав потребителей». Претензия пишется в двух экземплярах, один вручается (под роспись) представителю лечебного учреждения, второй (с отметкой о приеме) – остается на руках у пациента. Срок ответа на претензию – 10 дней. Практика показывает, что зачастую медицинские учреждения готовы вернуть деньги за некачественное лечение. А вот возместить убытки и моральный вред за поврежденное здоровье – практически никогда.
  2. Обратиться с иском в суд. В иске можно потребовать вернуть деньги за лечение (ст.29 Закона «О защите прав потребителей»), возместить причиненный моральный вред – нравственные и физические страдания (ст.15 Закона «О защите прав потребителей»), взыскать штраф размере 50% от присужденных сумм (п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей»).

Сложность подобного судебного дела в том, что нему в обязательном порядке будет проводиться судебная экспертиза качества оказанных услуг. Это экспертиза не быстрая (несколько месяцев) и достаточно дорогостоящая (несколько десятков тысяч рублей и более). Результат этой экспертизы заранее предсказать довольно сложно, а именно от него, как правило, будет зависеть решение суда. Для корректного прогноза нужно внимательно изучить имеющуюся медицинскую документацию (медкарту, результаты обследований), и возможно, проконсультироваться у других авторитетных врачей данной специальности.

В любом случае, если у Вас возникли претензии к лечебному учреждению, воспользуйтесь услугами грамотного юриста по защите прав потребителей. В сложных спорах по качеству медицинских услуг его помощь будет неоценимой.

Если у Вас возникли вопросы свяжитесь со мной

+7 (351) 776-88-77

info@pro-sud.ru

Bootstrap Image Preview