Как вернуть автомобиль в автосалон?
Покупка автомобиля - это целое событие. Машины стоят все дороже, поэтому, приобретая новое авто, хочется чтобы с ним все было в порядке: ожидаемое качество, длительный срок службы и так далее. Однако, иногда возникают ситуации, когда покупка радует недолго - с машиной начинают происходить различные неприятности: неполадки электроники, некорректная работа узлов и тому подобное.
Мало кто сразу же стремится вернуть такой автомобиль продавцу-дилеру: нужно, чтобы или поломка была очень серьезной, или неисправности сыпались постоянно, как из "рога изобилия".
Следует помнить, что автомобили отнесены к технически сложному товару (пункт 2 Перечня технически сложных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 №924).
Это значит, что вернуть автомобиль дилеру можно не в любых случаях, а при соблюдении следующих условий:
- в течение 15 дней с момента покупки автомобиля можно потребовать расторжение договора купли-продажи и возврата денежных средств (либо замены авто) при выявлении ЛЮБЫХ несоответствий по качеству. Но обратите внимание: в указанный срок Вы должны предъявить письменное требование об отказе от автомобиля и возврате потраченных средств (в двух экземплярах, один из которых, с отметкой продавца о приеме, остается у Вас). Также в требовании укажите выявленные недостатки машины, которые вынуждают Вас с ней расстаться. Зачастую недовольный покупатель пишет заявление по форме продавца, а там (к примеру) просто просьба проверить качество и провести гарантийный ремонт. Когда покупатель спохватывается, время уже упущено - в течение 15 дней требование о возрате денег он не предъявил.
Если 15 дней с момента покупки истекло, то вернуть автомобиль можно в случаях:
- Наличия существенного недостатка (ч.1 ст.18 Закона "О защите прав потребителей"). Закон "О защите прав потребителей" понятие существенного недостатка не раскрывает, оно дано в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17. К существенным недостаткам товара (применительно к автомобилям) относятся: неоднократно выявленные недостатки (различные дефекты, обнаруженные более 1 раза), и недостатки, повторяющиеся после их устранения.
Пример: у Вас вышел из строя генератор (1-й недостаток). Вы обратились в дилерский центр, в котором был проведен гарантийный ремонт. Однако, спустя некоторое время, вышел из строя гидроусилитель руля (2-й недостаток). Вот здесь нужно сразу предъявить требование об отказе от исполнения договора и возврате уплаченных денежных средств.
В случае с повторяющимся дефектом: один раз починили генератор, а он снова вышел из строя. Время возвращать свои деньги!
- Нарушение срока устранения недостатка (ч.1 ст.18 Закона "О защите прав потребителей"). Дилер проводит гарантийный ремонт, но не выдерживает установленные сроки. Обратите внимание, а что это за сроки и кто их устанавливает: сроки ремонта определяются письменным соглашением сторон, а Закон "О защите прав потребителей" устанавливает только максимальный срок - 45 дней. Если сроки соглашением сторон не определены - значит сервисный центр обязан устранить недостаток незамедлительно! Можете сами указать в претензии срок на исправление неполадки, к примеру 5 рабочих дней. Если этот срок не выдержан - можно предъявить требование о возврате средств/замене автомобиля.
- Невозможность использования автомобиля в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней, вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Например: Вы обратились к дилеру с требованием устранить поломку генератора, автомобиль пробыл в сервисном центре 16 дней (ввиду отсутствия комплектующих). В течение года вновь происходит поломка (к примеру, гидроусилителя руля), машина вновь передается в сервис и ремонтируется там еще 15 дней (в общей сложности получается 31 день). По завершении второго ремонта можно предъявить требование о возврате средств.
Первый шаг к реализации Вашего права на возврат некачественного автомобиля - это написание претензии. Претензия подается в свободной форме, в ней указываются:
- в "шапке" (правый верхний угол) наименование автосалона (название смотрите в договоре купли-продажи!), Ваша фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон.
- После "шапки" по центру: "Заявление" или "Претензия". Далее кратко описываете недостатки автомобиля и предъявляете требование об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате денежных средств либо о замене автомобиля.
- Если просите вернуть деньги - укажите Ваши банковские реквизиты.
- дата и Ваша подпись.
Претензия пишется в 2 экземплярах, один (с отметкой продавца о приеме) остается у Вас, другой передается в автосалон. Срок возврата денежных средств - 10 дней, а замены авто - 7 дней с момента вручения претензии. Обратите внимание - ответа от дилера дожидаться не нужно, если срок на удовлетворение претензии истек, можно смело обращаться в суд.
Возникает вопрос, а что делать, если автосалон не вернул денежные средства/не заменил автомобиль? В этой ситуации необходимо будет обратиться в суд, и добиваться взыскания денежных средств в судебном порядке.
Перечень документов для суда:
- договор купли-продажи автомобиля, подтверждение его оплаты (квитанция к приходному кассовому ордеру, выписка со счета покупателя);
- кредитный договор (если авто приобреталось в кредит), и договор залога;
- ПТС, свидетельство о государственной регистрации ТС;
- Все письменные претензии дилеру (с отметкой о вручении);
- документы, подтверждающие наличие недостатков (экспертные заключения и тому подобное). Внимание: если автомобиль на гарантии, доказывать отсутствие недостатков должен автосалон, а не Вы! Поэтому, документы, подтверждающие наличие дефектов, прикладываются по желанию.
- исковое заявление, подготовленное в соответствии с требованиями ст.131, 132 ГПК РФ.
Во всех вышеперечисленных случаях, перед тем как предъявлять какое-либо требование дилеру, и тем более, перед обращением в суд, есть смысл получить консультацию грамотного юриста по защите прав потребителей!